Битва за Москву стала самой крупной за всю историю Великой Отечественной войны. В этом сражении прославились танкисты, лётчики, бойцы пехоты, партизаны… Расскажем о наводчике Фёдоре Яковлевиче Чихмане, который в неравном бою с немецкими танками стоял насмерть.
Фёдор Чихман служил наводчиком 76-миллиметрового орудия. В середине октября 1941 года в составе подразделения 32-й стрелковой дивизии прибыл из Сибири на Можайскую линию обороны. Прибывшим воинам предстояло стать участниками сражения на знаменитом Бородинском поле.
В те дни шли ожесточённые бои, в результате которых немцы прорвали оборону дивизии у деревень Ельня и Рогачево Можайского района. 17 октября фашистские танки уверенно выкатились на Бородинское поле. Но здесь их ждал сюрприз – точные выстрелы орудий дальневосточников поражали немецкие танки один за другим . Но и наши войска несли серьезные потери. На четыре орудия батареи, где служил Фёдор Чихман вышло сразу 10 немецких танков. Все наши пушки были разбиты, кроме одной. Чихман остался у орудия один, единственный выживший из всей батареи. Против него – 4 немецких танка, но наводчик не потерял самообладания и хладнокровия. Фёдор сам принес снаряд, зарядил, привычно навел... Выстрел – загорелся первый фашистский танк. Ещё один выстрел – поражен ещё один противник. В поединке с другой машиной обе стороны выстрелили одновременно. Немецкий танк запылал, но Фёдор получил тяжёлое ранение – взрывом снаряда ему оторвало правую руку. Перед ним – четвертый, последний фашистский танк. Истекающий кровью, Фёдор из последних сил смог произвести выстрел левой рукой и вывел из строя противника.
В состоянии болевого шока из-за ранения Фёдор Чихман стал покидать поле боя и потерял сознание. Его нашли солдаты другой части, перевязали и доставили в госпиталь. Бой Чихмана с немецкими танками видели с командного пункта дивизии и сам комдив Полосухин справлялся о дальнейшей судьбе бойца. Но, в дивизионный медсанбат Чихман не поступал и все решили, что он погиб. Но он выжил, после лечения в госпитале был комиссован и отправился в родной Благовещенск.
Однако, дома Фёдор Чихман долго не выдержал: стал проситься на фронт. Из военкомата его, буквально, выгоняли – куда с одной рукой-то? Но, Фёдор всё же добился своего и был зачислен механиком в автомобильный батальон. До конца войны Чихман служил на Дальнем Востоке. Научился водить машину одной левой рукой.
Командир 32-й стрелковой дивизии Полосухин погиб в феврале 1942 года, но факт подвига Фёдора Чихмана успели зафиксировать. За свои отвагу и мужество он был награжден орденом Ленина.
Фёдор Чихман стал одним из главных действующих лиц поэмы Сергея Васильева «Москва за нами», под именем наводчика Отрады:
У нашего наводчика Отрады
Уносит руку дикий вихрь снаряда.
Но он стоит, весь кровью залитой,
Стоит безрукий, с помутневшим взглядом
И левой дёргает упавший шнур витой.
Проект «Битва за Москву – рисованные истории правнуков победителей» реализует АНО «Мой выбор» при поддержке Бессмертного полка России в Московской области, Министерства информационных и социальных коммуникаций Московской области.