Замерзающий…
28 ноября 1941 года командир поста аэростатов, сержант Дмитрий Велигура ухватился за оборвавшийся трос, но удержать тяжеленный аэростат он не смог и… оказался зимой в небе на большой высоте.
Аэростаты как мера защиты от вражеских летальных аппаратов впервые стали применяться еще в Первую мировую войну. В годы Великой Отечественной аэростаты помогали в противовоздушной обороне Москвы и Ленинграда. Они располагались в небе в шахматном порядке с подвешенной на тросу миной, которая срабатывала, если трос задевал самолет. Такая тактика срабатывала в ночное время, а утром аэростаты спускали на землю.
23 июля 1941 года, когда к столице пытались прорваться 150 бомбардировщиков, несколько их них запутались в тросах аэростатов и потерпели катастрофу. К осени 1941 года «аэростатные сети» опутывали по ночам небо почти всей столицы, к 1943 году – это было почти три тысячи аэростатов и 440 заградительных постов.
Командиром одного такого поста и был 29-летний сержант Дмитрий Велигура, служивший перед войной ремонтником на камвольно-прядильной фабрике. Еще в мае 1941 года его призвали на военные сборы, где определили в полк аэростатного заграждения и к началу войны Дмитрий был назначен командиром поста.
Его отделение дислоцировалось у деревни Черепково (ныне Кунцевский район Москвы). 28 ноября после ночной смены поступил приказ опустить аэростаты на землю, одному мотористу с лебедкой в глаз попал осколок льда и он отпустил ручку, а блок лебедки зажевал трос и… аэростат устремился в небо. Тогда Дмитрий Велигура ухватился за стропу и его понесло по снегу, а он наматывал веревку на свою руку. Так и взлетел герой рисованных историй…
Дмитрий решил подняться 40 метров по веревке до клапана и выпустить газ, чтобы аэростат спустился. Руки без рукавиц были все в крови. Ветер нес аэростат от линии фронта то к Ходынскому полю, то в сторону Кунцево. Когда Велигура добрался до клапана и стравил воздух, то приземление пришлось на территорию в семи километрах от фронта у деревни Малино.
«Летуна» обступили детишки, а он так замерз, что не мог шевелиться. Патруль арестовал Велигуру для разбирательства, сослуживцы Дмитрия не узнали, ведь за этот полет он полностью поседел, зато пролетевший на высоте до 1000 метров дальностью примерно 110 километров аэростат, остался невредимым. Кстати, за годы войны улетали 563 аэростата, двести из которых были потеряны.
За этот подвиг Дмитрий Велигура был награжден орденом Боевого Красного Знамени в марте 1942 года. Умер герой в 1993 году.
Проект «Битва за Москву – рисованные истории правнуков победителей» реализует АНО «Мой выбор» при поддержке Бессмертного полка России в Московской области, Министерства информационных и социальных коммуникаций Московской области.